Управление по вопросам миграции

Все государственные услуги в сфере миграции оказываются в прежнем режиме и в полном объеме на портале gosuslugi.ru

Государственные услуги, предоставляемые УВМ УМВД России по Мурманской области.

Историческая справка

Миграционные процессы в России и за ее пределами зародились практически одновременно с появлением на свет человека. Согласно традиционной точке зрения на это явление, люди покидают насиженные места и, не взирая ни на какие трудности, пересекают границы в поисках лучшей жизни. В одном случае это связано с потребностью жизнеобеспечения при динамичном росте численности населения, в другом - страх перед более сильными агрессивными соседями. Но основной движущей силой смены места жительства по праву остаются поиск личной экономической выгоды и обеспечение собственной безопасности.

31 августа (11 сентября по новому стилю) 1719 г. Петром I был подписан именной указ Сенату «О явке иноземцам, приезжающим в Санкт-Петербург для записки, в Канцелярию Полицмейстерских дел». Подразделения по вопросам миграции прошли непростой исторический путь своего развития в области реализации государственной политики и правоприменительной практики в сфере миграции.

Эволюционный процесс развития миграционных процессов совпал с периодом зарождения в нашей стране первых признаков гражданского общества и многонационального государства. Появился ранее не знакомый россиянам принцип личной свободы. Отныне вопрос о смене места жительства решался каждым человеком на основе его личных предпочтений. Миграция нередко стала носить характер поиска сезонной работы или бегства от войн и религиозных преследований.

Создание Паспортно-визовой службы тесно связано с учётом населения в СССР. В соответствии с декретом ВЦИК от 25 июня 1919 года все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовую книжку с характерным лозунгом «Не трудящийся да не ест». В трудовой книжке указывались место работы, а также прописка.

По завершении периода военного коммунизма и с началом НЭПа паспортно-визовые правила были существенно либерализованы. Декрет января 1922 года предоставил право беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР всем гражданам страны. 20 июня 1923 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности» с 1 января 1924 года были введены специальные срочные (на 3 года) удостоверения личности, получение которых не являлось обязательным, а паспорта, другие виды на жительство и трудовые книжки аннулировались.

В связи с сокращением штатов Народных комиссариатов и подведомственных им органов, 31 августа 1923 г., организация работы по учёту и контролю пребывания советских и иностранных граждан возложена на отдел милиции ЦАУ НКВД РСФСР.

В июле 1927 года новым Декретом «Об удостоверении личности», отменившим Декрет 1923 года, введено удостоверение личности, единое на территории РСФСР. В этом удостоверении указывались: имя, фамилия, отчество гражданина, дата и место рождения, адрес, род занятий, отношение к воинской обязанности, наличие иждивенцев и документ, по которому выдано удостоверение личности. Кроме того, право удостоверять личность распространено на ряд иных документов: метрические выписки, справки домкомов, служебные пропуски, военные и ученические билеты.

В связи с проведением индустриализации, приведшей к массовой миграции трудоспособного населения, 27 декабря 1932 года председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С.Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта. Сельское население страны паспортами не обеспечивалось.

Одновременно с указанным постановлением ЦИК и СНК СССР 27 декабря 1932 года было издано и постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР». Этот орган создавался для общего руководства работой управлений рабоче-крестьянской милиции союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства задач паспортизации страны.

В годы Великой Отечественной войны основные звенья системы органов внутренних дел не претерпели существенных изменений.

Новой и весьма важной задачей милиции в годы Великой Отечественной войны явилась работа по розыску детей, пропавших при эвакуации и в других обстоятельствах военного времени. В составе Главного управления милиции был создан Центральный справочный адресный детский стол, а при республиканских, областных, районных и городских органах милиции - справочные адресные детские столы.

С началом демократических реформ в стране началась настоящая «миграционная паника»: рост безработицы, неуверенность в обеспечении средств к существованию. Согласно неофициальным данным, число наших граждан работающих за рубежом, колеблется на уровне одного миллиона человек. В большинстве случаев, нелегально - с истекшей визой, без права на работу, зачастую без документов, удостоверяющих личность.

Но в начале 1990-х годов Россия не была готова принять и обустроить на своей территории такую массу обездоленных людей. Не было опыта, средств, законодательной базы и соответствующего государственного органа.

В 1992 году Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная миграционная служба России. На первом этапе своей деятельности, службе приходилось решать сразу несколько ключевых задач. Прежде всего, организовывать встречи и размещение сотен тысяч людей, большинство из которых - наши соотечественники, вынужденные покинуть места своего постоянного жительства. Многие люди, которые жили некогда в едином мирной государстве, оказались перед нелегким выбором - или остаться в своих уже не безопасных домах, или искать спасения в России. Новая структура должна была оперативно включиться в решение абсолютно новых, не знакомых и очень болезненных проблем. 

Вплоть до 1992 года население России постоянно сокращалось в результате миграционного обмена со всеми республиками СССР. И только в самом начале 1993 года резкое сокращение количества выехавших и одновременно некоторое увеличение прибывших дало достаточно существенный прирост населения. В 1992 году - прирост составил 356 тысяч человек, в 1994 - уже более 900 тысяч человек. Именно в эти годы наблюдался самый острый период экономического спада, роста безработицы, обострения демографической ситуации: рождаемость быстро сокращалась, а смертность росла. Высокий миграционный прирост позволил в тот момент смягчить удар демографического кризиса.        

Перед ФМС России были поставлены две новые задачи: создание иммиграционного контроля и регулирование внешней трудовой миграции. Иными словами, защита национального рынка труда - интересов своих работников, претендующих на свободные рабочие места, и организация работы иностранцев, которые хлынули в Россию в поисках заработка.

В конце 1999 года Указом Президента России ФМС была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Министерство было образовано на базе Службы и бывшего министерства по делам национальностей.

В конце 2001 года Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики было ликвидировано, а его функции были переданы трем ведомствам: МВД занималось миграционной политикой, МИД - вопросами работы соотечественников за рубежом, Министерство экономики заведовало экономическим блоком вопросов. Но и в таком виде Служба просуществовала недолго. Меньше чем через год - 23 февраля 2002 года -  Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» функции иммиграционного контроля и координации действий федеральных органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам миграции исполняет МВД России.

С 2004 года Федеральная миграционная служба Российской Федерации стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

С 1 января 2006 года созданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.

30 ноября 2005 года подписан приказ об образовании территориального органа ФМС России в Кольском Заполярье – Управление Федеральной миграционной службы по Мурманской области. Служба была организована путем объединения подразделений УПВС и подразделений по делам миграции УВМ Мурманской области. В нее также вошли паспортно-визовые подразделения ОВД ЗАТО и адресно-справочное бюро УВД Мурманской области.

Огромный вклад в становление УФМС России по Мурманской области внесли Бойков Александр Михайлович и Турканова Светлана Николаевна.

Непосредственное участие принял  Бойков А.М. в разработке проектно-сметной документации на строительство нового административного здания расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Дзержинского дом 5. Дело его продолжили последующие руководители Артёмов Владимир Владимирович, Макаревич Борис Анатольевич, Муравьев Лев Илларионович и Росляков Сергей Алексеевич.

Так под одной крышей объединились отделы, ранее находившиеся в пяти различных зданиях на территории г. Мурманска. Здание оснащено рамкой металлоискателем, системой охранно-пожарной сигнализации

5 апреля 2016 года указом президента Российской Федерации данная служба была упразднена, а её функции и полномочия в полном объеме переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.  Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) - подразделение МВД России, существующее как структура, работающая в самостоятельном режиме при центральном аппарате Министерства внутренних дел в сфере миграции с правом на реализацию государственной политики в данном сегменте: осуществление применения мер для борьбы с правонарушениями, аудиторских и контролирующих функций, а также надзора и оказания государственных услуг. Кроме этого, ГУВМ МВД борется с ростом незаконной иммиграции. Подчиняется министру внутренних дел. Ранее Федеральная миграционная служба России уже была под управлением МВД России, и возвращение этого положения не стало кардинальной переменой для населения. Практически все отделения остались на своих местах.

В территориальных органах МВД России функционируют подразделения по вопросам миграции (управления, отделы, отделения, миграционные пункты), которые реализует государственную политику в сфере миграции, обеспечивают и осуществляют правоприменительные функции, контроль, надзор и оказание услуг в сфере миграции.   

Основные задачи

 - Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

- Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

- Осуществление федерального государственного контроля (надзора) и оказание государственных услуг в сфере миграции.

- Реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

- Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

- Обеспечение и организация регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Основные функции

1. Осуществление федерального государственного надзора (контроля) за:

- Соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

- Соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета.

- Соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства.

- Соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

- Соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, связанных с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

- Соблюдением правил трудовой деятельности иностранными работниками на территории Российской Федерации.

- Соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства сроков пребывания (проживания), передвижения или порядка выбора места пребывания (жительства) на территории Российской Федерации.

- Исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

2. Подготовка в соответствии с законодательством Российской Федерации и представление руководителю (начальнику) территориального органа МВД России решений:

- По заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации.

- О выдаче либо об отказе в выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации, о продлении срока действия вида на жительство в Российской Федерации, а также об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации,  вида на жительство в Российской Федерации.

- О выдаче, приостановлении срока действия, аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников.

- О признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, о продлении и лишении статуса беженца, о предоставлении и лишении временного убежища на территории Российской Федерации, о приеме к рассмотрению ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также о выдаче проездного документа, выдаваемого беженцу.

- Об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

- О депортации иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, а также о неразрешении (разрешении) въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства.

3. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- Оформления, выдачи либо приостановления (аннулирования) работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности у физических и юридических лиц.

- Выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства виз на въезд в Российскую Федерацию, их продление, аннулирование и восстановление.

- Продления либо сокращения срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.

- Выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, их аннулирования.

- Выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, их аннулирования.

- Определения и оформления наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

- Принятия от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.

- Составления заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации в общем порядке и направление их в МВД России в установленном порядке.

- Исполнения решений по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации.

- Ведения учета лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства.

- Отмены принятых решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

- Оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

- Оформления и выдачи приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведения учета оформляющих приглашения юридических лиц.

- Реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе совместно с контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

- Проставления отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

- Проведения государственной дактилоскопической регистрации.

- Приема и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

- Идентификации личности иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании беженцем на территории Российской Федерации.

- Выдачи и продления срока действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, удостоверения беженца, проездного документа, выдаваемого беженцу, и свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

- Выдачи справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

- Направления иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, признанных беженцами и получивших временное убежище на территории Российской Федерации, в центры временного размещения.

-  Содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и признанным беженцами, а также членам их семей.

- Сопровождения иностранных граждан или лиц без гражданства, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и членов их семей в центр временного размещения.

- Обеспечения предоставления услуг переводчика лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и лицам, признанным беженцами или получившим временное убежище на территории Российской Федерации.

- Выдачи направления иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, на получение единовременного пособия.

- Направления иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, на обязательное медицинское освидетельствование.

- Ведения учета иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании беженцами, признанных беженцами, и членов их семей, а также получивших временное убежище, с последующим внесением информации в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

- Постановки на учет и снятия с учета иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных беженцами, и членов их семей при перемене ими места пребывания.

- Приема иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании беженцем или предоставлении временного убежища, в случае их экстренного массового прибытия на территории Российской Федерации.

- Учета, регистрации, приема и временного размещения лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства на территории осуществления полномочий.

- Учета и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии либо принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

- Исполнения решений о реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства и временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

- Оформления, выдачи и замены свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

- Учета участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

- В пределах установленной компетенции предупреждения  и пресечения административных правонарушений, производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний, а также их организационного обеспечения.

- Участия в установленном порядке в организации и координации деятельности подразделения по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

- Представления в установленном порядке в судах интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и МВД России по вопросам своей компетенции, а также защиты в судах интересов территориального органа МВД России.

- Подготовки и предоставления в установленном порядке и в установленные сроки ведомственной и государственной статистической отчетности.

4. Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации решений о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также о неразрешении (разрешении) въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

5. Осуществление в установленном порядке мероприятий по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Обеспечение в установленном порядке реализации прав и обязательств Российской Федерации, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

7. Оформление и направление в МВД России в установленном порядке материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации.

8. Участие в пределах компетенции в координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

9. Участие в установленном порядке в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

10. Ведение адресно-справочной работы.

11. Проведение приема граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

12. Участие в установленном порядке в подготовке предложений по установлению субъекту Российской Федерации квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, разрешений на работу и разрешений на временное проживание в Российской Федерации.

13. Принятие мер по укреплению и развитию материально-технической базы территориального органа МВД России.

14. Участие в установленном порядке в формировании федеральных баз данных в установленной сфере деятельности, своевременное внесение в них сведений.

15. Взаимодействие и проведение в установленном порядке в соответствии с поручением руководства МВД России и территориального органа МВД России консультации:

- С российскими и зарубежными общественными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа МВД России.

- С компетентными в области миграции органами иностранных государств в случаях, когда такой порядок обмена информацией предусмотрен международными договорами Российской Федерации межведомственного характера, заключенными между МВД России и указанными органами иностранного государства.

16. Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и внесение руководству территориального органа МВД России предложений по его совершенствованию.

17. Осуществление защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и мер, связанных с допуском сотрудников, гражданских служащих и работников территориального органа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

18. Участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

19. Участие в осуществлении мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации по мобилизационной подготовке, мобилизации и гражданской обороне.

20. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности подразделения по вопросам миграции.

Контакты

183038, г. Мурманск, ул. Дзержинского, д.5

Начальник - полковник полиции Макаревич Борис Анатольевич, телефон приемной: 8(8152) 40-80-00.

Заместитель начальника - полковник полиции Шлапак Михаил Васильевич

Заместитель начальника - Муравьев Лев Илларионович

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России