Информация о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Управление МВД России по Мурманской области информирует!

 

На всех этапах функционирования служб и подразделений органов внутренних дел приоритетом является соблюдение и защита прав и свобод человека.

Наше государство гарантирует выполнение обязанности по соблюдению, признанию и защите прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем закрепляет право любого обратиться, в случае необходимости, к мерам государственного принуждения в целях их защиты. И органы внутренних дел стоят «на передовой» защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Работа с обращениями граждан является целым направлением деятельности органов внутренних дел России, направленным на обеспечение защиты их конституционных прав, свобод и законных интересов. При этом вопросам приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях уделяется особое внимание.

Так, при поступлении в территориальные органы МВД России заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии действия сотрудников органов внутренних дел регламентированы Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3 "О полиции" на полицию возлагается обязанность  принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3 "О полиции" полиция обязана прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции в ОВД осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений и сообщений:

- о преступлении;

- об административном правонарушении;

- о происшествии.

Порядок проверки заявлений (сообщений)

При этом для каждой категории заявлений (сообщений) установлен свой порядок их проверки:

  1. О преступлениях - в соответствии с требованиями статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (п. 49 Инструкции), определяющими срок проверки и принятия решения - 3 суток, с возможностью его продления до 10 и 30 суток. 

           В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела.

- об отказе в возбуждении уголовного дела.

- о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

2. Об административных правонарушениях – в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[5]. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется начальником ОВД с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КРФоАП (пункт 58 Инструкции).

Так, в соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи, согласно которой письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Кроме того, частью 2 указанной статьи предусмотрена возможность в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона, продления руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений (сообщений) об административных правонарушениях принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении дела об административном правонарушении;

- об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

- о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;

- о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной ОВД по территориальности.

3. О происшествиях – рассматриваются в срок, определенный начальником ОВД или лицом, его замещающим, с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 62 Инструкции).

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях принимается одно из следующих решений:

-  о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела.

- о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.

- о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства (пункт 63 Инструкции).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявления об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию получивших их государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 указанного Федерального закона.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования (пункт 70 Инструкции).

Кроме того, в связи с увеличением числа совершаемых преступлений с использованием информационных технологий, МВД России, с целью своевременного реагирования на указанные противоправные действия, приняты меры по определению порядка их рассмотрения в том территориальном ОВД, куда поступило заявление (сообщение), и недопущения передачи в иной территориальный ОВД в том случае, если фактическое место совершения преступления не установлено.

Несмотря на меры, принимаемые по совершенствованию учетно-регистрационной дисциплины, к сожалению, факты нарушения порядка приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений) продолжают иметь место.

Типичные нарушения установленного порядка разрешения заявлений и сообщений

Типичные нарушения установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях можно условно разделить на 2 группы:

  1. Нарушения, связанные с неполнотой и несвоевременностью регистрации или отказом в регистрации заявлений (сообщений) всех категорий.  Данные нарушения, как правило, допускаются сотрудниками дежурных частей территориального ОВД. Например, дежурный по ОВД не вправе отказать в приеме заявления (сообщения) о преступлении в связи с тем, что оно произошло на территории обслуживания иного территориального ОВД или в связи с устоявшимся среди граждан мнением о возможности подачи заявления о без вести пропавшем лишь спустя 3 суток с момента исчезновения.
  2. Нарушения, связанные с незаконностью и необоснованностью решений, принятых по зарегистрированным заявлениям (сообщениям), к которым относятся неполнота проверочных мероприятий, неназначение необходимых экспертиз и исследований, фальсификация материалов проверки путем внесения недостоверных или ложных сведений.

С целью исключения латентного или скрытого характера допускаемых нарушений дежурные части оснащаются техническими средствами контроля сообщений, ужесточается ответственность за нарушения, улучшается качество ведомственного контроля за счет функционирования в территориальных ОВД специально созданных комиссий по контролю и проведению сверок полноты регистрации заявлений (сообщений).

МВД России продолжает совершенствовать работу по выявлению причин и условий, способствующих совершению нарушений, с целью сведения их к минимуму.

С этой целью на официальном сайте Управления, а также во всех административных зданиях ОВД, для разъяснения гражданам порядка приема, регистрации и разрешения заявлений (сообщений), на стендах размещены выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, внутриведомственных приказов, указаны номера телефонов и местонахождение должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, нарушающие, по мнению заявителя, его права и интересы.

При этом нарушение прав и законных интересов в ходе рассмотрения поданного заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии может быть обжаловано не только руководству органа внутренних дел, но и надзирающему прокурору или в суд.

Если же Вы столкнулись с фактами коррупции или другими противоправными действиями со стороны сотрудников органов внутренних дел, необходимо сообщить об этом в правоохранительные органы.

О каждом случае противоправных действий сотрудников ОВД можно сообщить по телефону доверия Управления - (8152) 45–67–31.

По этому телефону граждане могут обратиться с информацией о преступлениях или правонарушениях, совершенных либо совершаемых в реальном времени сотрудниками ОВД.

Прием сообщений по телефону доверия осуществляется в круглосуточном режиме.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращения, полученные по телефону, не содержащие признаков преступления либо административного правонарушения, рассмотрению не подлежат. Но в то же время руководством ОВД указанные обращения изучаются и при необходимости принимаются меры реагирования.

С жалобой на действия (бездействие) должностных лиц ОВД необходимо обратиться в ОВД письменно, в том числе в форме электронного документа, либо лично в ходе приема граждан руководством территориального ОВД в соответствии с установленным графиком.

Отдельно отмечаем, что в соответствии с пунктом 6.3 Инструкции анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, не регистрируются и проверка по ним не проводится (исключение составляют только поступившие сведения о совершенном или готовящемся террористическом акте).

Почтовый адрес УМВД России по Мурманской области: 183038, г. Мурманск, ул. Ленина, 64.

Предупреждаем:

В соответствии со статьей 19.13 КРФоАП «Заведомо ложный вызов специализированных служб» заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

За заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) и заведомо ложный донос о совершении преступления (ст. 306 УК РФ) граждане несут уголовную ответственность.

Прежде чем так шутить, задумайтесь!

Компенсация материального ущерба, причиненного при реализации мероприятий по факту ложного сообщения, взыскивается с виновных!

Сообщая заведомо ложную информацию, кто-то не получит действительно нужную помощь, так как сотрудники различных ведомств будут задействованы на ложном вызове!

Штаб УМВД России по Мурманской области

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России