Информация о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

УМВД России по Мурманской области информирует!

При поступлении в территориальные органы МВД России заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии действия сотрудников полиции регламентированы Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3 «О полиции»  на полицию возлагается обязанность  принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции в ОВД осуществляется прием, регистрация и разрешение следующих заявлений и сообщений:

- о преступлении;

- об административном правонарушении;

- о происшествии.

Основные понятия

- заявление о преступлении - письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта;

- заявление об административном правонарушении - письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- заявление о происшествии - письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

- сообщение о преступлении - сообщение, изложенное в устной форме[1], в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта;

- сообщение об административном правонарушении - сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

- сообщение о происшествии - изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.


[1] За исключением сообщений, подлежащих занесению в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной.

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех ОВД вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления (пункт 8 Инструкции).

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части ОВД (пункт 9 Инструкции).      

Вне пределов административных зданий ОВД или в административных зданиях ОВД, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками ОВД (пункт 14 Инструкции).

При приеме письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

При поступлении информации о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, оперативный дежурный дежурной части ОВД обязан выяснить установочные данные заявителя (ФИО, адрес, телефон).

Анонимные заявления

Отдельно отмечаем, что в соответствии с пунктом 6.3 Инструкции анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, не регистрируются и проверка по ним не проводится (исключение составляют только поступившие сведения о совершенном или готовящемся террористическом акте).

Регистрации заявлений

При регистрации заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поступивших в дежурную часть, им присваивается регистрационный номер по Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[1].

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан выдать талон-уведомление, куда вносит регистрационный номер заявления по КУСП, дату и время приема, ставит свою подпись (пункт 34 Инструкции).

После регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (пункт 39 Инструкции).

В соответствии с пунктом 40 Инструкции проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению начальника ОВД либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия ОВД, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя.


[1] Далее – КУСП.

Порядок и сроки проверки заявлений (сообщений)

При этом установлен следующий порядок и срок проверки заявлений (сообщений):

О преступлениях - в соответствии с требованиями статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[1] (п. 49 Инструкции).

Так, согласно ч.1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Однако в соответствии с частью 3 статьи 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя, вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела.

- об отказе в возбуждении уголовного дела.

- о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Об административных правонарушениях – в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[2]. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется начальником ОВД с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КРФоАП (пункт 58 Инструкции).

Так, в соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи, согласно которой письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Кроме того, частью 2 указанной статьи предусмотрена возможность в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона, продления руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом срока рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

В соответствии с пунктом 59 Инструкции по результатам рассмотрения заявлений (сообщений) об административных правонарушениях принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении дела об административном правонарушении;

- об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

- о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;

- о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной ОВД по территориальности.

О происшествиях – рассматриваются в срок, определенный начальником ОВД или лицом, его замещающим, с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 62 Инструкции).

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях принимается одно из следующих решений:

-  о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

- о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела.

- о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.

- о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства (пункт 63 Инструкции).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявления об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию получивших их государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 указанного Федерального закона.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования (пункт 70 Инструкции).


[1] Далее – УПК РФ.

[2] Далее – КРФоАП.

Кроме того, в УМВД России по Мурманской области функционирует телефон доверия: (8152) 45–67–31.

По этому телефону граждане могут обратиться с информацией о преступлениях или правонарушениях, совершенных либо совершаемых в реальном времени сотрудниками ОВД.

Прием сообщений по телефону доверия осуществляется в круглосуточном режиме.

Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращения, полученные по телефону, не содержащие признаков преступления либо административного правонарушения, рассмотрению не подлежат.

С жалобой на действия (бездействие) должностных лиц ОВД необходимо обратиться в ОВД письменно, в том числе в форме электронного документа, либо лично в ходе приема граждан руководством территориального ОВД в соответствии с установленным графиком.

Почтовый адрес УМВД России по Мурманской области: 183038, г. Мурманск, ул. Ленина, 64

Предупреждаем:

В соответствии со статьей 19.13 КРФоАП «Заведомо ложный вызов специализированных служб» заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

За заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) и заведомо ложный донос о совершении преступления (ст. 306 УК РФ) граждане несут уголовную ответственность.

Прежде чем так шутить, задумайтесь!

Компенсация материального ущерба, причиненного при реализации мероприятий по факту ложного сообщения, взыскивается с виновных!

Сообщая заведомо ложную информацию, кто-то не получит действительно нужную помощь, так как сотрудники различных ведомств будут задействованы на ложном вызове!

Штаб УМВД России по Мурманской области

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России